В 1952 году Руднева перевели в аппарат на должность заместителя министра. Неожиданно для всех, в ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Место директора НИИ-88 после Гонора, Руднева и Янгеля занял Спиридонов, который до этого был главным ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Проблемам производства в этом документе было уделено должное внимание. Ответственность за изготовление ракет возлагалась на ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Первым заместителем главного конструктора по проектно-конструкторским работам Королев оставил Василия Мишина. Они хорошо сработались еще ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Основной кадровый состав отдела за три года деятельности (с конца 1950 по конец 1953) прошел ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Муханов крайне огорчился, когда я предложил ему работу в конструкторском бюро по рулевым машинам, а ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Лебедев, получив ответственное задание, вскоре внес предложение по динамической схеме старта ракеты Р-7, которое во ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Под «лучшими учениками Циолковского» имелись в виду главные конструкторы и все, кто начинал работу с ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Страсти, связанные с обвинениями в мой адрес по поводу системы астронавигации, о чем я упоминал ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Туполев в те годы считал себя монополистом по самолетам — носителям атомной бомбы. Когда Устинов ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Доклад Серова подействовал на аудиторию угнетающе. Люди не могли себе представить, что в стране творились ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Все смотрели на стоявшую в середине зала пожилую женщину. Это была, как потом выяснили, работница ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
На состоявшейся в феврале 1991 года в Санкт-Петербурге научно-технической конференции, посвященной 35-летнему юбилею первого в ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Исанин, внешне ничем особенным не выделявшийся среди других морских инженеров, с которыми мы начали встречаться, ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
После уговоров и дискуссий, с согласия Кузнецова, вся проблема разработки командных приборов была поручена Ленинградскому ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Все это для моряков оказалось не таким уже трудным. Подключенные к работам институты «судаков» терпеливо ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Коллектив Абрамова совместно с нашим заводом построил более скромный стенд, и в апреле 1955 года ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Первый пуск ракеты Р-11 ФМ с подводной лодки был произведен в Белом море 16 сентября ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
В Северодвинске мы были встречены гостеприимным морским командованием. Представители Северного флота демонстрировали выучку экипажей, которые ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Все оборудование для подготовки управления пуском размещалось в специальном «ракетном» отсеке. Он был очень тесно ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Обмениваясь короткими фразами, мы трое неудобно сидели, прижавшись к холодному металлу шахты. Королев явно хотел ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Из Северодвинска мы отправились в Архангельск на заводском катере. Штормило, и нас троих укачало. На ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Наше ОКБ-1 вместе с ЦКБ-16 и небольшой группой военных моряков в 1950-е годы положило начало ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Для современных ракет-носителей величина надежности, оцениваемая статистическими методами, по многим пускам находится в пределах 90–95%. ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
В многочисленных трудах по теории надежности обычно приводится классификация отказов по их причинам: конструктивные, производственно-технологические, ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
В мои обязанности на пусках Р-11 уже не входила связь из бункера и сбор докладов ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Второй этап испытаний проводился весной 1954 года. К этому времени Исаев осуществил доработку всей двигательной ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Я предположил, что обрыв — результат воздействия вибрации. На Р-1 и Р-2 такие же тяги ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Этот «резонанс» обошелся в трехмесячную задержку испытаний. Но жестокий урок не прошел даром. Срочно начали ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Проученные законом «ВРП» — «всемирной ракетной подлости» (так острословы тех романтических времен объясняли появление некоторых ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Неожиданно Королев, стоявший рядом с Воскресенским, бросился к выходу, сорвал в проходе огнетушитель и бегом ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Когда все было залито и земля остывала, выбравшийся из окопа генерал Соколов отдал команду выставить ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Этот случай мы часто вспоминали, когда в 1953 году впервые начали встречаться с создателями атомной, ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Новым и сильным средством для отработки надежности было создание многоканальной телеметрической системы. От службы телеметрического ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Но союз, образованный разработчиками телеметрической аппаратуры и анализаторами записей, редко ошибался. После того как в ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Тогда мы с Пилюгиным предложили включить в программу предстоящих летных испытаний один пуск с заведомо ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Но невольно мы, а надо полагать, и не только мы задавались вопросом, а на чем ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
В своих «Воспоминаниях» Андрей Сахаров по поводу этих постановлений писал: «Существенно, что вес заряда, а ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Я не могу судить, в какой мере Андрей Сахаров лично определил конструкцию и массу заряда, ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
В Арзамасе-16 разрабатывался сам заряд и его механическое обрамление. Там же, в Арзамасе-16, жили и ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Нам предстояло разработать технологию совместных испытаний двух «изделий в целом» после их стыковки и весь ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Испытания Р-5М предусматривали два этапа: летно-конструкторские и зачетные. Имелось в виду, что на летно-конструкторских отрабатывается ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Обругав меня за беспринципность, Королев сказал, что в таком случае он будет возражать против задействования ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Летные испытания проводились с января по июль 1955 года. Из 17 ракет 15 достигли цели. ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Наконец, все готово и подтверждена дата старта 2 февраля. Всех, кроме боевого расчета, со старта ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Золотые звезды Героев Социалистического Труда получили Глушко, Бармин, Рязанский, Пилюгин и Кузнецов. Ордена и медали ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
На этом же общем собрании Академии в академики был выбран научный руководитель Арзамаса-16, по существу ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Нам потребовалось выпустить более конкретное и детализированное постановление, дающее возможность разработать предварительно эскизный проект новой ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Необходимость многих новых разработок осознавалась в процессе уже рабочего проектирования ракеты и последующих экспериментальных исследований. ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Разброс величины импульса последействия по опыту Р-5 и стендовым испытаниям столь велик, что в десятки ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Вместо одной камеры сгорания, с которой все мы привыкли иметь дело на любой ракете, появились ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Еще раз оправдал себя закон «всякая инициатива наказуема»: нам не только разрешили, нас обязали создать ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Несмотря на массу хлопот, которые всегда доставляет отработка принципиально новой по задачам и исполнению системы, ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
В КБ Бармина полным ходом проектировалась «телега», которая вывозила собранную ракету из МИКа в вертикальном ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Возникла идея отказаться от стартовых столов и создать ракете еще на Земле условия, близкие к ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
За 1955 год было разработано уникальное по инженерной оригинальности стартовое сооружение, которым по праву могут ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Нужен был прямой эксперимент. Но провести его на полигоне невозможно: как поднять ракету, не запустив ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Проблема номер четыре. Разброс тяг при выходе на режим двигателей боковых блоков мог привести к ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
В соответствии с подчиненностью и правилами Лебедев доложил свои предложения непосредственному начальнику, а тот уже ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Вся довольно сложная по тем временам последовательность операций должна была осуществляться системой управления со многими ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Первые огневые испытания отдельных блоков на вновь построенном в НИИ-229 стенде показали, как трудно все ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Вместо обычных четырех рулевых машин на ракету для каждой Р-7 требовалось 16! И все они ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
В лучшем положении были все системы, так или иначе связанные с электричеством. Все, что можно, ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
В худшем положении были двигателисты. Ведь никак невозможно было зарезервировать двигатель и его пневмогидравлическую оснастку. ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Август — сентябрь для района Капустина Яра считались бархатным сезоном. Жара спала, появлялись в изобилии ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Выбор трассы и места для полигона традиционно было делом военных. Но Королев никак не мог ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
После жарких споров, рекогносцировочных полетов и выездов на места был принят четвертый, казахстанский вариант. По ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
По проектам, которые делались впрок, еще до выбора места, предусматривалось строительство кислородного завода, своей ТЭЦ ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Помощь маршала артиллерии Неделина, которой был в то время заместителем министра обороны, и личные связи ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Но эта профанация пришлась очень по душе Устинову, в то время секретарю ЦК КПСС, и ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
Рядом была еще полноводная пока Сырдарья, но ее мутная вода не годилась для питья. Проблема ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
По прошествии всего пяти лет после начала строительства полигона мы убедились, что фазометрическая система радиоуправления ... // Глава 6. Первое ракетное десятилетие (1946–1956)
От автора. Предисловие к первому изданию
Рассказывая не столько о технике, сколько об атмосфере, в которой мы жили и трудились, о ... // От автора. Предисловие к первому изданию
Глава 1. От школы до авиазавода
Я в неоплатном долгу перед памятью своих родителей. В первую очередь я им благодарен за ... // Глава 1. От школы до авиазавода
В 1932 году эти места были начисто стерты строительством Карамышевской плотины канала Москва — Волга. ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Самое интересное, что склады действительно взорвались. Это было летом 1920 года. Я отпросился в очередной ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Наш сосед — мастер фабрики, бывший артиллерист — со всей семьей укрылся во время взрывов ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Вот здесь-то сосед и настоял на применении своего воспитательного метода. В первый и последний раз ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Так я увлекся радиотехникой. Это увлечение шло параллельно с увлечением аэропланами. Километрах в шести на ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Мы имели возможность, переплыв реку, вплотную подходить к стоявшим у кромки леса самолетам. Строгой охраны ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Но наибольший интерес для меня представлял пассажирский «юнкерс». На набережной была небольшая очередь из солидных ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Люди двигались медленно, стараясь лучше всмотреться в лежащего в красном гробу Ленина. Мой приятель Пашка ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Садово-Кудринская улица, как и все Садовое кольцо тех лет, действительно была садовой. Липы отделяли все ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Следующая встреча с Куксенко произошла через 21 год в кабинете министра вооружения. О событиях, связанных ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Термен был арестован в 1938 году после возвращения из США. На Колымских золотых приисках он ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Начиная с 1923 года на Тверском бульваре один раз в год проводились книжные ярмарки. Там ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Примерно через месяц, проходя по дороге в школу мимо газетного киоска на Кудринской площади, я ... // Глава 1. От школы до авиазавода
На следующий день в нашем 7»А» оживленно обсуждались мероприятия по борьбе с окопавшимися в школе ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Библиотечный уклон» давался нам в последних двух классах. Изучив теоретически технику классификации литературы, мы должны ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Много лет спустя я понял, какое огромное воспитательное значение имеет непосредственное общение с живой историей, ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Спустя 40 лет, встретившись с несколькими бывшими одноклассниками, мы подсчитали, что только из состава нашего ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Из всех рабочих специальностей мне показалась наиболее привлекательной работа электромонтера. Ближе всего к дому был ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Еще меньшее удовольствие доставлял поиск отказа в электрических приводах шаровых мельниц, служивших для размельчения извести. ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Осенью 1930 года я, получив от кирпичного начальства вдогонку звание «летуна», ушел с силикатного завода ... // Глава 1. От школы до авиазавода
В те годы немецкая фирма «Юнкерс» была единственной в мире, которая освоила технологию строительства цельнометаллических ... // Глава 1. От школы до авиазавода
ТБ-1 был в то время лучшим в мире цельнометаллическим тяжелым двухмоторным самолетом-бомбардировщиком. Его схема свободнонесущего ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Я застал в 1930 году уже развернутое серийное производство этих самолетов. Всего завод выпустил более ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Самолет ТБ-3 подвергался в процессе производства различным модернизациям, связанным с установкой более мощных двигателей и ... // Глава 1. От школы до авиазавода
В 1929 году Горбунова назначили главным инженером, а в 1930 году — техническим директором. Он ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Работа дежурного электрика вынуждала изучать общую структуру завода и технологические процессы каждого цеха. Я получил ... // Глава 1. От школы до авиазавода
На токарных станках самых разных фирм работала в основном старая рабочая гвардия. Токари старались превзойти ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Несколько раз, проходя цехом центроплана, когда смены совпадали, я видел эту пару, сосредоточенно работающую на ... // Глава 1. От школы до авиазавода
На этом поприще я вскоре преуспел: внес несколько предложений по переходу с трансмиссий на индивидуальные ... // Глава 1. От школы до авиазавода
По случаю трудовой победы нашей бригады я был направлен в составе делегации завода № 22 ... // Глава 1. От школы до авиазавода
В середине 1931 года КОСТР приступил к разработке серийных чертежей самолета ТБ-3. Из КОСТРа чертежи ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Конструкторские коллективы, объединявшиеся вокруг Туполева в ЦАГИ, не только создавали самолеты. Туполев использовал специалистов своего ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Начальники цехов, получив сырую, плохо подготовленную массу рабочих, требовали мастеров, технологов, конструкторов, техников и инженеров. ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Всего полтора года я проработал на заводе. В хозрасчетной бригаде был хороший заработок. Через год ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Я не хочу иметь дело с безликой молодой массой и крикливыми секретарями цеховых ячеек, — ... // Глава 1. От школы до авиазавода
В цехах полным ходом шла подготовка и уже изготавливались детали и агрегаты для ТБ-3. Чтобы ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Секретарь партийного комитета Аралов был одним из ветеранов завода, работавших здесь еще со времен компании ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Что касается секретаря парткома товарища Аралова, то он переходит на работу в наш райком, — ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Из парткома мы расходились, уверенные в последующих кадровых перестановках. Добровольской я высказал мысль, что женщина, ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Аврал по всему заводу даже для видавших всякую штурмовщину ветеранов был необычный. Пока он докатился ... // Глава 1. От школы до авиазавода
У Эйдемана мы выпросили два учебных самолета У-2 (впоследствии знаменитые По-2). Кроме того, он поручил ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Более доступным и массовым, чем авиационный, был парашютный спорт. Прыжки с парашютом со специальных вышек, ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Несколько заключенных — строителей плотины бросились к воде, один успел даже войти в воду и ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Передача нашей продукции — готорых бомбардировщиков летным частям ВВС осуществлялась на заводском аэродроме довольно буднично. ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Торжества передачи самолетов закончились великолепным банкетом на фабрике-кухне. На следующий день ранним утром мы провожали ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Я решил пойти к директору и выложить все как есть. Горбунов меня выслушал, глядя куда-то ... // Глава 1. От школы до авиазавода
В августе того же 1933 года впервые стали праздновать День авиации. Этот праздник в полную ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Этот тугой узел был совершенно неожиданно разрублен — в результате аварии самолета Р-6 Горбунов погиб. ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Кандидатуру нового директора лучшего в стране авиационного завода должен был предложить Орджоникидзе. Все ждали, что ... // Глава 1. От школы до авиазавода
В нелетную погоду или просто по другим причинам летчики и бортмеханики ЛИСа придумывали различные розыгрыши. ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Летчики-испытатели, бортмеханики, мотористы не проявляли дружелюбного отношения к партийному и комсомольскому руководству. Призывы к овладеванию ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Самоубийство Клеванского активизировало во всех организациях завода кампанию разоблачения «скрытых классовых врагов». Эта кампания повлияла ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Вкратце рассказав эту историю, я закончил тем, что вне комсомола и партии жизни себе не ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Самые лихие скандалисты — бортмеханики аэродрома, придиравшиеся по каждой мелочи к мастерам и бригадирам сборочного ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Вместо Саши-боцмана в просторный фюзеляж поднялась Козловская с незнакомкой в форменном кителе гражданской авиации. «Вот ... // Глава 1. От школы до авиазавода
В каком-то радиожурнале я прочел о чудесных свойствах кристаллов сегнетовой соли. Эти кристаллы обладают пьезоэлектрическим ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Были и другие хорошие слова, но и этого уже было достаточно, чтобы начать поиски чудодейственных ... // Глава 1. От школы до авиазавода
По требованию ВВС в 1932 году был разработан электрический бомбосбрасыватель, от которого вместо тросов к ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Я был в опале и на активе не присутствовал. Но вскоре на аэродроме при очередном ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Предложенный мною электробомбосбрасыватель я назвал электронным. Вместо сложного электромеханического часового механизма для выбора временных интервалов ... // Глава 1. От школы до авиазавода
В самом конце года, освоившись в институте, я обнаружил сектор научно-исследовательских работ, выполняющий различные заказы ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Мне был нужен особо устойчивый к температурным перепадам тиратрон; который разработали в Ленинградском НИИ телемеханики. ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Назавтра действительно состоялась встреча. В лабораторию к Курчатову меня не пригласили. Он вышел ко мне ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Я не очень расстроился. В тот период я был настолько погружен в создание своего бомбосбрасывателя, ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Между тем на заводе готовилась сенсация международного масштаба. В ноябре 1934 года в Париже открывалась ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Миткевич сама собрала всю комиссию на заводском аэродроме и, показав на заставленное десятками самолетов летное ... // Глава 1. От школы до авиазавода
Та встреча на аэродроме с Ольгой Миткевич оказалась последней. Начались черные дни репрессий не только ... // Глава 1. От школы до авиазавода