1969 год

30 мая.

Вчера Кутахов и Ефимов с большой группой генералов и офицеров ВВС вылетели на Дальний Восток — там в течение двух недель будет проводиться большое военное учение с целью проверить наши возможности, а заодно и попугать китайцев.

Вчера я присутствовал на заседании Госкомиссии под председательством Г.А.Тюлина. Доклады о результатах расследования последних трех аварийных пусков ракет УР-500К сделали академик Глушко, Главный конструктор Конопатов и академик Челомей. Все аварии произошли из-за отказа двигателей по производственным причинам. Челомей доложил, что из всех 13 пусков ракет УР-500К семь были аварийными. За первые семь пусков была одна авария, а все последние шесть пусков оказались аварийными. Установлено, что конструкция ракеты «не виновата» в происшествиях. Из семи аварий две произошли по вине разгонного блока Д (Главный конструктор Мишин), две — из-за отказа двигателей первой ступени конструкции Глушко, изготовленных на пермском заводе (директор Субботин), и три — из-за отказа двигателей второй и третьей ступени (конструктор Конопатов, воронежский завод).

Все эти отказы — результат плохой работы заводов. На предприятиях много нарушений технологического процесса, слабая производственная дисциплина и низкая квалификация рабочих. Сравнительно легко можно устранить любой обнаруженный конструктивный дефект, но очень трудно повысить культуру производства, качество изготовления и надежность двигателей. Двигатели для всех трех ступеней имеющегося экземпляра ракеты УР-500К уже изготовлены, делались они теми же рабочими и в тех же условиях, что и аварийные двигатели. Хотя Челомей, Глушко, Конопатов и другие товарищи заверяли Госкомиссию, что гарантируют надежность очередных пусков УР-500К, верить этим заверениям трудно. По-видимому, мы еще будем иметь аварии при пусках ракет, пока не добьемся высокого качества работ, выполняемых на заводах.

Дальше >>

Поиск