Истребители

Дальше все пошло своим чередом. Несмотря на то, что Як-1 попал на госиспытания раньше других, МиГ-1 запустили на одном из лучших авиазаводов Москвы (№ 1), ЛаГГ-1 — сразу на нескольких заводах-гигантах, таких, как № 21 и № 153 в Горьком и Новосибирске, а нам достался маломощный завод № 301, недавно превращенный из мебельной фабрики в авиазавод, да Саратовский комбайновый завод. В Саратове был запущен Як-1, а на 301-м — УТИ, названный Як-7. Это двухместный вывозной вариант Як-1.

Истребители конструкции Николая Николаевича Поликарпова, долгие годы бывшего монополистом и законодателем мод, с дистанции сошли на первом круге, уступив дорогу молодым. Хотя он сам, сын священника, был ревностным христианином и, не стесняясь окружающих, крестил улетающий в испытательный полет опытный самолет, Бог почему-то от него отвернулся. Раз за разом его новые истребители терпели катастрофы, унося жизни отличных летчиков. Испытывая истребитель И-180, погиб прославленный «великий летчик нашего времени» Валерий Чкалов, а заместитель Поликарпова Д. Л. Томашевич попал под суд.

Судьбе было угодно так распорядиться, что из трех оставшихся в седле конкурентов стартовавший наиболее удачно МиГ-3, сменивший сыроватый МиГ-1, продержался в серии только в 1941 году. Его высотность, пригодившаяся при отражении воздушных налетов на Москву, оказалась ненужной во фронтовых условиях, где подавляющее количество воздушных боев велось на малых и средних высотах, на которых он был неповоротлив и неуклюж. К тому же, его мотор АМ-37, оказавшийся однотипным мотору, требовавшемуся для установки на штурмовик Ил-2, явился «ахиллесовой пятой» этого самолета. Штурмовики тогда только что вошли в моду и казались единственным эффективным средством против наседавших немецких танков. Поэтому, когда пришлось выбирать, кому отдать предпочтение, сомнений не было — конечно, моторы поставлять Ил-2, а МиГ-3 с производства снять, что и было сделано.

Дальше >>

Поиск