Птенцы расправляют крылья
Требуя от всех и во всем подтянутости, дисциплины и порядка, сам АэС пользовался привилегией приходить часа на два позже других, правда, уезжал обычно тоже попозже. Такое поведение имело для пользы дела определенную выгоду: начальники, не решаясь уходить раньше АэСа, оставались сверхурочно и удерживали подчиненных. В результате рабочий день автоматически увеличивался у всех. Когда же на производстве возникала заминка, сам Яковлев подходил к тому работнику, от которого зависел ход работ, и, порасспросив о том, о другом, бросал реплику:
— Задержитесь сегодня часиков до десяти, а если поработаете до двенадцати, ничего с вами не случится.
Излюбленным приемом форсирования работы была его игра на самолюбии.
Сложнейшая работа по ручной выколотке и сборке капотов двухмоторного самолета поручалась двум лучшим медникам: пожилому опытному Морозову и молодому способному Антипову. АэС регулярно наведывался к ним, говоря улыбающемуся белозубому Морозову:
— А у Леши Антипова дело-то побыстрее идет.
Улыбка сразу угасала, а стук молотка усиливался.
Подойдя к щеголеватому Антипову, работавшему в излюбленной косоворотке и наглаженных брюках, говорил:
— А у Морозова-то чище получается.
Сверкнув глазами, Леша принимался сопеть и быстрей колотить молотком.
Или еще: приблизившись к столу какого-нибудь конструктора и поговорив о работе, спрашивал:
— Когда закончите?
Конструктор, не подумав, называл срок.
АэС запоминал, никогда ничего не записывая, и к названному сроку подходил снова.
— Как, вы еще не закончили?
Опрометчивый конструктор, растерявшись, опять называл срок и снова невыполнимый.
АэС испытывал удовольствие, когда вновь подойдя к незадачливому человеку, с наигранным удивлением спрашивал: