|
Глава 2. Лунная программа СШАОтрицательное отношение Глушко к кислородно-водородной паре в качестве топлива для ЖРД было одной из причин резкой критики со стороны Королева и особенно Мишина. Среди ракетных топлив кислородно-водородная пара по эффективности находится на втором месте после фторо-водородного топлива. Особое возмущение вызвало сообщение, что Глушко создает на берегу Финского залива специальный филиал для испытаний фтористых двигателей. «Он может Ленинград отравить своим фтором», неистовствовал Мишин. Справедливости ради надо сказать, что, став генеральным конструктором НПО «Энергия», при разработке ракетно-космического комплекса «Энергия» «Буран» Глушко пришел к решению о создании второй ступени на кислородно-водородном двигателе. На примере использования водорода для двигателей тяжелых носителей можно показать, что правительства ни США, ни СССР не определяли таких вопросов. Это было всецело компетенцией руководителей разработок. В 1960 году руководство НАСА одобрило три форсированных этапа программы «Сатурн»: «Сатурн С-1» двухступенчатая ракета с первым запуском в 1961 году, вторая ступень на водороде; «Сатурн С-2» трехступенчатая ракета с запуском в 1963 году; «Сатурн С-3» пятиступенчатая перспективная ракета. Для всех трех вариантов проектировалась единая первая ступень с ЖРД на топливе кислородкеросин. Для второй и третьей ступеней фирме «Рокетдайн» заказывались кислородно-водородные двигатели J-2 на тягу 90,7 тс. Для четвертой и пятой ступеней фирме «Пратт энд Уитни» заказывались двигатели LR-115 с тягой 9 тс или упоминавшийся уже «Кентавр» с тягой до 7 тс. |
|