|
Глава 2. Спутник связи «Молния-1»Электромеханический привод для управления антенной оказался сложным механизмом. Он должен был работать в условиях космического вакуума непрерывно в течение каждого сеанса связи. Это была одна из труднейших задач обеспечения надежности. Лев Вильницкий, начальник отдела рулевых машин, приводов и механизмов, и Владимир Сыромятников основное время проводили в цехах завода, дожидаясь, когда можно будет выхватить первый образец привода для отработочных испытаний. Я умолял Туркова и Казакова форсировать изготовление первых механизмов, чтобы мы могли до полета испытать их на ресурс в течение шести-восьми месяцев. Идею создания бортовой электростанции, по нашей терминологии СЭП системы электропитания, тоже изобретали заново. Для питания основного потребителя ретранслятора и расходов на все прочие служебные системы за время сеанса связи, а это 8–9 часов, требовалось получать от солнечных батарей непрерывно до 1500 ватт. В 1961 году такая мощность для космического аппарата казалась столь же грандиозной, как в 1921 году мощность Волховской ГЭС, первенца плана ГОЭЛРО. Ее мощность 60 тысяч киловатт тоже казалась фантастической. Александр Шуруй, отличившийся у Грабина искусством управления по радио противотанковой ракетой, разработал электростанцию для «Молнии-1». «СЭПом для «Молнии-1» я вправе гордиться», говорил Шуруй, вспоминая героическую эпопею начала шестидесятых годов. Разработку «Молнии-1» я решил использовать для «революции» в космонавтике: ввести новый единый для всех на «борту» и «земле» стандарт 27 вольт, вместо той чехарды, которая была на космических объектах. На стандарт 24–27 вольт предполагала переходить и авиация. Нам грозило отставание. |
|